Школа Актива - 2006

Знать, понимать, думать, выполнять.

На каникулах мы нередко приходим в школу – подправить оценки, позаниматься дополнительно, подготовиться к олимпиадам. Поэтому почти всегда можно обнаружить в школьных стенах хотя бы нескольких соскучившихся по учебе ученичков. Но первого ноября – в первый день осенних каникул – по родным коридорам пролетали многие и многие гимназисты. Неудивительно: у нас была «школа актива».

Изначально, признаться, это было мероприятие с весьма туманным смыслом. Даже когда нам сказали, что мы будем учиться создавать социальные проекты, то есть какой-нибудь такой проект и является нашей целью, мы, в общем-то, все так же не представляли, а зачем же пришлось идти в школу в первый законный день отдыха. Самых активных представителей старших классов разделили на четыре группы – «Желтых», «Синих» (которые упорно именовали себя голубыми – и правильно, цвет неба и мира), «Красных» и «Зеленых». С ребятами работали педагоги, родители гимназистов: Булхов Павел Александрович, Жильцова Наталья Александровна, Какаулина Любовь Николаевна, Маслова Светлана Анатольевна, Майсурадзе Виктория Владимировна.

Для начала мы познакомились. Замечательное упражнение – поздороваться за руку и сказать что-нибудь хорошее как можно большему количеству незнакомых людей. Весело, шумно и интересно. Гимназисты ответственно и даже самоотверженно подошли к выполнению этого сложного задания. Констатирую как факт, что справились ребята с этим упражнением вполне успешно – и сразу все почувствовали себя намного увереннее и раскованнее.

Затем группы разошлись по кабинетам. Здесь уже все познакомились по-настоящему, узнали друг друга – пусть поверхностно, но все же. Познакомимся?Для начала нам предложили сочинить речевку, которая отображала бы мнение группы о том, что такое здоровье. Собственно, в процессе сочинения мы пришли к выводу (замечу, что все сказанное относится, в основном, к группе «Зеленых»; впрочем, не думаю, что остальные группы так уж отличались от нас), что бывает здоровье духа, тела и нравственное здоровье. Сама речевка сочинилась быстро и легко. Ее-то мы и представили в актовом зале, предложив еще и эмблему – залогом чего является здоровье. Группа «Желтых» дружно и толково рассказала забавное стихотворное произведение, вспомнив, видимо, о небезызвестном Вини Пухе. «Синие» отважно прокричали свои речевки, как и группа «Красных», выступление которых, правда, было чуть более четким и дружным. Мы уже начинали смутно догадываться, по какому поводу нас собрали здесь (тем более, его ведь озвучили – создание проекта дня здоровья), но пока что это еще не выстроилось в цельную картину – непонятно, чего же именно мы будем делать.

Затем выступил врач-эпидемиолог Каминский Марк Витольдович, папа одного из наших учеников. Он рассказал о неутешительных прогнозах на будущее – оказывается, вполне возможно, что на 2050 год в России только от СПИДа погибнет 50% населения – то есть около 75 миллионов – до 35 лет. На сегодняшний день, по официальным данным, в России 350 тысяч ВИЧ-инфицированных, по неофициальным – полтора миллиона. СПИД – не только медицинская, но и социальная, экономическая, политическая проблема. «То, что мы делаем сейчас, определяет то, как мы будем жить завтра», - еще раз напомнил нам в конце своего выступления Марк Витольдович. Каминская Ольга Николаевна, детский врач-инфекционист, напомнила нам о необходимости вакцинации против гепатита, о том, что нужно соблюдать правила личной гигиены. (Оказалось, гепатит – такая страшная болезнь! Это воспаление печени. Причиной заражения могут быть не только вирусы, но и паразиты, алкоголь и даже просто контакт с больным человеком.) Смирнова Галина Федоровна, наш школьный врач, кратко рассказала о том, что в гимназии участились случаи нарушения осанки, заболевания кишечно-желудочного тракта, ухудшения зрения, простудных заболеваний. Вообще, общая заболеваемость выросла в два раза – неутешительный факт, конечно.

Затем нам предложили выбрать одну из наиболее важных школьных проблем, касающихся здоровья гимназистов, и попытаться решить ее, разобрав, каковы могут быть причины возникновения той или иной болезни. Мы вновь разошлись по кабинетам. После усердной работы мы пообедали и немного отдохнули. А потом мы вновь выступали, в основном представляя причины возникновения заболеваний. «Желтые» решили рассказать о том, что называлось коротко: «травмы». Оказалось, что многое может повлиять на здоровье учеников в этом плане: напольное покрытие в спортзале, качество школьной мебели, соблюдение техники безопасности, ведение строительных работ во время учебного процесса, соблюдение правил дорожного движения, дисциплина на переменах. Последняя проблема и пути ее решения вызвали бурные споры. RELAX!Группа «Синих» видит два основных направления в профилактике вегето-сосудистой дистонии: ребята должны расслабляться на переменах (как будто этого не происходит…) и правильно планировать свой день, а вот учителя… говорилось и о профессиональном уровне преподавателей, и о том, что педагоги должны уметь создать хорошее настроение, должны учитывать индивидуальные потребности в знаниях по своему предмету каждого ученика, должны проводить на уроках минутки здоровья, должны уметь скрывать свое собственное плохое настроение – «если другой класс вас чем-то рассердил, то мы-то причем?» «Синие» решили, что нам нужна музыка и игры для расслабления на переменах. Группа «Красных» говорила о заболеваниях кишечно-желудочного тракта (старшеклассники должны проводить с младшими лекции и правильном питании; нужно урегулировать вопрос школьной столовой: меню и время работы) и о нарушениях осанки (лекции старшеклассников; контроль положения за партой; выполнение специальных физических упражнений; посещение уроков физкультуры; проведение соревнований). «Зеленые» также рассматривали проблему участившихся случаев нарушения осанки. Как выяснилось, это зависит от школьной мебели, правильно подобранной одежды и обуви, рационального питания, сбалансированности физических упражнений, от того, знают ли дети, как нужно следить за своей осанкой – ведь это очень важно.

На последнем этапе мы занимались собственно разработкой проекта. «Синие» разработали веселую игру, в которой могут участвовать все желающие 5-11 классов – она называется «Хитрый заяц» (к сожалению, сыграть в нее нам не довелось). Группа «Красных» предложила сначала провести беседу с младшими классами (интересно – они хотят использовать комиксы), а затем провести соревнования. Безопасности много не бывает!«Желтые» предложили, видимо, чтобы старшеклассники следили за поведением младших на переменах – и, думается, проводили с ними разъяснительные беседы. Группа «Зеленых» хочет провести своеобразный мастер-класс, который состоял бы из двух частей – теоретической и практической.Наша работа и опасна и трудна (журналистика)...

Итак, в конце концов у нас получился, можно сказать, действительно проект дня здоровья. Кроме того, как выяснилось, мы научились: говорить (надо же), четко выражать свои мысли, работать в группе, рисовать (ух ты), слушать других (хотя со стороны это было не очень заметно), составлять слоганы (речевки), выступать пред большой аудиторией (впрочем, нас было не так уж и много), выдвигать цели, анализировать, планировать проекты. Немало, правда? А кроме того, у нас появилось столько новых знакомых! В конце этого поистине трудового дня мы вновь встали в круг, а затем пожали руки и поблагодарили тех, кто подарил нам в это день какие-то положительные эмоции. Ну разве это не замечательно?

Ксения, корреспондент газеты «Универс» гимназии №6