Куда пойти учиться?

Этот классический вопрос стоит не только перед выпускниками школ, но перед теми, кто только начинает свой учебный путь. Действительно, очень важно правильно выбрать школу и программу обучения, потому что именно учеба в начальной школе определяет дальнейшее отношение ребенка к учебному процессу на протяжении всей жизни.

Конечно же, все модели обучения имеют общую цель - развитие личности школьника, формирование у него желания и умения учиться. И в результате к концу начальной школы ребенок должен получить определенный набор знаний. Только вот способы передачи этих знаний разные.

В 2008 – 2009 учебном году в нашей гимназии в начальной школе предполагается реализация двух образовательных программ. Эти школьные программы делятся на две группы: традиционные и развивающие.
Традиционная образовательная система: «Начальная школа 2000 - 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева, Л.Г. Петерсон).
Система развивающего обучения: «Система начального образования Л.В. Занкова».

Традиционные основаны на привычной для большинства схеме: учитель объясняет – дети слушают и запоминают. Развивающие работают принципиально иначе. Ученики сами пытаются искать ответы на вопросы, до всего доходить своим умом. Преподаватель лишь направляет поиск, подсказывает пути решения.

"Школа 2100"

Программа отвечает требованиям современной жизни, направлена на воспитание, развитие и обучение ребенка. В процессе обучения ребенок познает самого себя, учится самостоятельности.

Основное положение программы: «Формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик». Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста (в том числе в плане понимания учебного материала), детской мотивации, решают проблему разноуровневого обучения.

Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может, предел познаний не ограничивается.

Развивающая система Л.В. Занкова.

Основное положение системы: «В начальном образовании нет главных и неглавных предметов. Каждый предмет значим для общего психического развития ребенка»

Система направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников; пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности.

Задача обучения - дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Одна из важнейших задач системы Занкова - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности.

Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира. Создатели системы Л.В. Занкова уверены: ни одна методика не будет иметь успеха, если между детьми и учителем не установились дружеские, но при этом уважительные отношения. Наравне с уроками важны экскурсии, театрализованные постановки. Дети могут задавать вопросы, высказывать сомнения и не бояться при этом ошибиться: по мнению занковцев, именно так дети учатся.

Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп прохождения учебного материала; систематическая работа над развитием всех учащихся, в том числе самых слабых.

Учит детей собственному поиску. Чтобы пробудить самостоятельность, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Система принимает каждого ребенка таким, каков он есть, и затрагивает не только классную, но и внеурочную работу.